Мировая художественная культура

А.П. Окладников
Окладников Алексей Павлович [р. 20.9(3.10).1908, село Константиновщина, ныне Жигаловского района Иркутской области], советский археолог, историк и этнограф, академик АН СССР (1968; член-корреспондент, 1964), заслуженный деятель науки Якутской АССР (1956), РСФСР (1957), Бурятской АССР (1968). Член КПСС с 1946. В 1938–1961 работал в Ленинградском отделении института археологии АН СССР. С 1961 заведующий Отделом гуманитарных исследований института экономики Сибирского отделения АН СССР: с 1966 директор института истории, филологии и философии того же отделения: с 1962 профессор и заведующий кафедрой истории Новосибирского университета. Вел полевые исследования в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и МНР. Им открыты и изучены: остатки неандертальского человека и его культуры в гроте Тешик-Таш в Узбекистане, палеолит на территории МНР, первобытные наскальные изображения на берегах Лены, Ангары, в Приамурье, в МНР, а также выявлены многочисленные локальные культуры палеолита, неолита, бронзового и железного веков Сибири и Дальнего Востока. Обследованы (1945) остатки экспедиции русских полярных мореходов 17 в. на о. Фаддея (у северо-восточного побережья полуострова Таймыр). Окладников Алексей Павлович — автор обобщающих исследований по истории первобытного общества и первобытной культуры, по палеолитическому и неолитическому искусству, по истории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера с древнейших времен до 18 в. Государственная премия СССР (1950 и 1973). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Аркан
Ритуальный аркан шамана
Арсеньев В.А.
Арсеньев В.А. в своем кабинете
Биток для взбивания оленьего молока
Биток «итык» для взбивания оленьего молока
Бубны шамана
Бубен — главный атрибут шамана. Бубен мыслился как дверь в душу шамана. Если он ломался, то считалось, что шаман становится уязвивым для злых духов; для предотвращения этой беды бубны хранились между обрядами в специальных футлярах
Бусы нанайские из кетовых позвонков
Данный музейный экспонат выполнен из позвонков кеты, карася и щуки. Позвонки прошли следующее этапы обработки: отделение кости от филе после варки, варка позвонков, отделение их друг от друга, обработка напильником острых частей, сверление дырок, очищение от фрагментов филе, отбеливание кипячением с содой, сборка.Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья), технологии, нанайского языка, ДПИ, иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Веер для сбора ягод
Веер для сбора ягод
Веер, ковш, веера для сбора ягод
Веер, ковш, веера для сбора ягод
Вьючное седло и вьючные сумки
Вьючные сумки служили для перевозки грузов. Их нагружали на оленя парами и перекидывали через вьючное седло
Гарпун с металлическим наконечником
Гарпун с металлическим наконечником
Глинобитный стол
При строительстве дома вначале очищали площадку, землю утрамбовывали и обмазывали слоем глины. После просушки получался глинобитный пол
Головное покрывало
Головное покрывало «гарма сунн»
Головной убор
Головной убор шамана
Грузила
Грузила
Грузила и сетевые якоря рыбаков неолитического периода
Фотография грузил и сетевых якорей рыбаков неолитического периода. Основными орудиями рыболовства были сети и неводы, сплетенные из крапивы.
Детская одежда
Детская одежда
Дом Арсеньева В.А.
Дом, в котором жил Арсеньев В.А. в 1920-х годах (сегодня располагается здание гостиницы «Интурист»)
Ездовое седло
Ездовое седло. Под него, чтобы не повредить оленю, на спину укладывали коврик «кумалан», сшитый из шкур с голов двух лосей
Ездовые сани
Ездовые сани
Женский комбинезон «кэркэр»
Зимний женский комбинезон «кэркэр»
Женский праздничный халат
Женский праздничный халат
Жилая часть неолитического поселения
Жилая часть неолитического поселения включала в себя жилища и вспомогательные объекты — разного рода навесы, хозяйственные ямы, открытые очаги (костры), около которых протекала значительная часть жизни.
Жилища неолитического поселения
Иллюстрация жилищ неолитическиго поселения. Жилища данного периода отличало своеобразное расположение лаза — сверху, со стороны дымохода.
Жилище «хаморан»
Нанайское традиционное жилище «хаморан» строилось из гибких прутьев, воткнутых по окружности диаметром 4–5 метров, покрывался циновками и берестой
Жилище малышевской культуры
Фотография макета жилища малышевской культуры на острове Сучу. В неолите важнейшим промыслом в бассейне Амура становится рыболовство. Именно освоение рыболовства стало причиной оседлой жизни дальневосточных племен.
Жилище неолитического поселения
Иллюстрация жилища неолитического поселения. Жилище данного периода снаружи выглядит как пологий конический холм — это полуземлянки, крыша которых покрыта дерном. В центре каждого из «холмов» имеется оформленное плахами отверстие — через него выходит дым и через него можно проникнуть внутрь жилища. На одном из скатов каждого жилища имеется деревянный настил для подъема к отверстию — его наличие связано с ограничением нагрузки на кровлю при подъеме.
Жилище неолитического поселения Приамурья
На иллюстрации представлено одно из жилищ неолитического поселения в стадии постройки — собран каркас из ошкуренных стволов и настлана часть кровли. Пол жилища углублен в землю на 20–30 сантиметров, плечики оформлены опалубкой и служат краями нар-лежанок. С внутренней стороны к дымовому отверстию наклонно прислонено бревно с зарубками — импровизированная лестница. Кровля собиралась из толстых жердей, покрытых корой и засыпанных сверху землей.
Жилище удэгейцев — шалаш «оанга»
Шалаш «оанга» устанавливался в лесу во время зимнего промысла
Зимнее жилище нанайцев
Реконструкция «де», постоянного зимнего жилища нанайцев
Игрушки
Детские игрушки нанайцев
Кипренский О.А. портрет А.С. Пушкина
Первое впечатление от портрета — впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом. Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб, и не выбиваясь беспорядочно
Ковер
Ковер — меховая мозаика из шкуо оленя. По периметру украшен традиционной для эвенков меховой геометрической мозаикой. Цветы по углам свидетельствуют о влиянии культуры славян-переселенцев. Видна стоянка семьи охотников-оленеводов, два чума. Один из них мастерица показала изнутри, точно изобразив очаг и способ приготовления пища
Ковши
Ковши для внутренних органов животных
Коллекция каменных артефактов и керамики
Коллекция каменных артефактов и керамики громатухинской культуры Среднего Амура (ранний неолит, 7000–5000 лет до н.э., поселение Громатуха)
Коллекция каменных артефактов и керамики
Коллекция каменных артефактов и керамики новопетровской культуры Среднего Амура (ранний неолит, 7000–5000 лет до н.э., поселение Новопетровка
Колотушка для добивания рыбы
Колотушка для добивания рыбы
Копье для охоты на медведя, наконечники копий
Копье для охоты на медведя, наконечники копий
Короб берестяной для хранения продуктов
Короб берестяной для хранения продуктов
Короб для сбора ягод
Короб для сбора ягод изготовлен из бересты, обладающей бактерицидным свойством
Котел, вмонтированный в очаг
Наиболее характерной частью жилищ нанайцев является кановая система отопления, известная народам Приамурья со времен неолита. Очаг делали из каменных плин, в верхнюю часть вмазывали котел
Кроильные доски
Кроильные доски «худен»
Крючки дла ловли рыбы
Крючок с поводком для перемета на крупную рыбу (слева), крючок с грузилом для удочки-махалки (справо)
Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Представление и рассказ о творчестве великого живописца эпохи Возрождения на примере картины «Мона Лиза»
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
Представление и рассказ о творчестве великого живописца эпохи Возрождения
Леонардо — человек науки
Представление и рассказ о научных достижениях великого живописца эпохи Возрождения
Ловушка на пушного зверя
Ловушка на пушного зверя
Лодка
Каркасная лодка «омоочин» (справа). При изготовлении специально подготовленный каркас обшивался прочным, но легким и гибким материалом, не пропускающим воду. Каркас делали из ели и обтягивали берестой. Легкость конструкции делала лодку универсальной, она проходила все мелководные места
Лодка «бат»
Лодка «бат» с ломатообразным носом
Лодка «утунгие»
Долбленая остроносая лодка «утунгие» (слева)
Ложки
Ложки ритуальные и повседневные

Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.