Мировая художественная культура

А.П. Окладников
Окладников Алексей Павлович [р. 20.9(3.10).1908, село Константиновщина, ныне Жигаловского района Иркутской области], советский археолог, историк и этнограф, академик АН СССР (1968; член-корреспондент, 1964), заслуженный деятель науки Якутской АССР (1956), РСФСР (1957), Бурятской АССР (1968). Член КПСС с 1946. В 1938–1961 работал в Ленинградском отделении института археологии АН СССР. С 1961 заведующий Отделом гуманитарных исследований института экономики Сибирского отделения АН СССР: с 1966 директор института истории, филологии и философии того же отделения: с 1962 профессор и заведующий кафедрой истории Новосибирского университета. Вел полевые исследования в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и МНР. Им открыты и изучены: остатки неандертальского человека и его культуры в гроте Тешик-Таш в Узбекистане, палеолит на территории МНР, первобытные наскальные изображения на берегах Лены, Ангары, в Приамурье, в МНР, а также выявлены многочисленные локальные культуры палеолита, неолита, бронзового и железного веков Сибири и Дальнего Востока. Обследованы (1945) остатки экспедиции русских полярных мореходов 17 в. на о. Фаддея (у северо-восточного побережья полуострова Таймыр). Окладников Алексей Павлович — автор обобщающих исследований по истории первобытного общества и первобытной культуры, по палеолитическому и неолитическому искусству, по истории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера с древнейших времен до 18 в. Государственная премия СССР (1950 и 1973). Награжден орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.
Античная культура
Ресурс содержит 2 варианта тестовых заданиий разного типа и уровня сложности (верно ли утверждение, исключение лишнего в ряду, задания с выбором ответа) и предназначен для итогового контроля знаний по разделу «Художественная культура античности» в 10 классе.
Аркан
Ритуальный аркан шамана
Арсеньев В.А.
Арсеньев В.А. в своем кабинете
Биток для взбивания оленьего молока
Биток «итык» для взбивания оленьего молока
Бронзовые долота
Иллюстрация бронзового долото, изделия из металла памятника урильской культуры
Бубны шамана
Бубен — главный атрибут шамана. Бубен мыслился как дверь в душу шамана. Если он ломался, то считалось, что шаман становится уязвивым для злых духов; для предотвращения этой беды бубны хранились между обрядами в специальных футлярах
Буддийский храм
Иллюстрация макета буддийского храма культуры Мохэ Бохайского государства. Благодаря развитию внешних связей с Японией и Китаем происходило взаимовлияние культур этих стран
Бусы нанайские из кетовых позвонков
Данный музейный экспонат выполнен из позвонков кеты, карася и щуки. Позвонки прошли следующее этапы обработки: отделение кости от филе после варки, варка позвонков, отделение их друг от друга, обработка напильником острых частей, сверление дырок, очищение от фрагментов филе, отбеливание кипячением с содой, сборка.Данный ресурс может быть использован в качестве: наглядного материала на уроках истории (изучении культуры, быта и традиций народов Приамурья), технологии, нанайского языка, ДПИ, иллюстративного материала при изучении культуры народов Приамурья, нанайского быта, обычаев.
Веер для сбора ягод
Веер для сбора ягод
Веер, ковш, веера для сбора ягод
Веер, ковш, веера для сбора ягод
Великие мастера эпохи Возрождения
Данный ресурс содержит тестовые задания в форме «Верно ли утверждение», предназначен для тематического конроля знаний учащихся после изучения темы «Золотой век Возрождения»,а так же для организации индивидуальной или групповой работы учащихся.
Возникновение древнегреческого театра
Методическая разработка интегрированного урока истории — МХК для учащихся 5 класса. В разработке представлены подробный план урока, необходимое оборудование и список литературы для подготовки и проведения урока, а так же подробный сценарий.
Вьючное седло и вьючные сумки
Вьючные сумки служили для перевозки грузов. Их нагружали на оленя парами и перекидывали через вьючное седло
Гарпун с металлическим наконечником
Гарпун с металлическим наконечником
Глинобитный стол
При строительстве дома вначале очищали площадку, землю утрамбовывали и обмазывали слоем глины. После просушки получался глинобитный пол
Глиняные сосуды
Иллюстрация устьевого варианта керамики польцевской культуры, обнаруженной в устьевой зоне Амура
Глиняные сосуды эпохи палеометалла
Коллекция иллюстраций глиняных сосудов эпохи палеометалла: светильники урильской культуры, кувшины урильской культуры
Глиняный сосуд с отверстием, оставленным стрелой
Иллюстрация сосудов, один из которых имеет круглое отверстие, явно оставленное стрелой. Сосуд был обнаружен в одном из многочисленных могильников, находящихся на территории поселения. Возможно, это проявление одного из первобытных культов: по всей видимости, прежде чем захоронить соплеменника вместе с частью его имущества, которым он мог пользоваться после смерти, вещи также подвергали ритуальному умерщвлению
Головное покрывало
Головное покрывало «гарма сунн»
Головной убор
Головной убор шамана
Грузила
Иллюстрация керамических грузил для рыболовной сети урильской культуры эпохи палеометалла
Грузила
Иллюстрация каменных грузил для сетей периода польцевской культуры эпохи палеометалла
Грузила
Грузила
Грузила и сетевые якоря рыбаков неолитического периода
Фотография грузил и сетевых якорей рыбаков неолитического периода. Основными орудиями рыболовства были сети и неводы, сплетенные из крапивы.
Детская одежда
Детская одежда
Дом Арсеньева В.А.
Дом, в котором жил Арсеньев В.А. в 1920-х годах (сегодня располагается здание гостиницы «Интурист»)
Ездовое седло
Ездовое седло. Под него, чтобы не повредить оленю, на спину укладывали коврик «кумалан», сшитый из шкур с голов двух лосей
Ездовые сани
Ездовые сани
Железный наконечник стрелы
Иллюстрация железного наконечника стрелы польцевской культуры эпохи палеометалла (открыта А.П.Окладниковым в 1935 году), памятник второго этапа раннего железного века
Железный нож
Иллюстрация железного ножа польцевской культуры эпохи палеометалла (открыта А.П.Окладниковым в 1935 году), памятник второго этапа раннего железного века
Женский комбинезон «кэркэр»
Зимний женский комбинезон «кэркэр»
Женский праздничный халат
Женский праздничный халат
Жилая часть неолитического поселения
Жилая часть неолитического поселения включала в себя жилища и вспомогательные объекты — разного рода навесы, хозяйственные ямы, открытые очаги (костры), около которых протекала значительная часть жизни.
Жилища неолитического поселения
Иллюстрация жилищ неолитическиго поселения. Жилища данного периода отличало своеобразное расположение лаза — сверху, со стороны дымохода.
Жилище «хаморан»
Нанайское традиционное жилище «хаморан» строилось из гибких прутьев, воткнутых по окружности диаметром 4–5 метров, покрывался циновками и берестой
Жилище времен палеометалла
Иллюстрация макета жилища времен палеометалла. В центральной части жилища располагается очаг округлой или прямоугольной формы. Пол был покрыт слоем глины и углублен до 1,5 м. Стены лишь немного возвышались над поверхностью земли, снаружи, видимо, присыпались, а сложены были из горизонтальных плах или вертикально поставленных брусьев. В полу жилищ и в межжилищном пространстве рылись обычные хозяйственные ямы, в которых археологи находят сегодня обломки сосудов и кости животных
Жилище времен палеометалла
Иллюстрация макета жилища времен палеометалла. Поселения польцевской культуры располагались по берегам рек, озер, на возвышенных местах. Поселки состояли из 20–30 жилищ, которые представляли собой каркасные полуземлянки четырехугольной формы, площадью от 20 до 100 кв.метров с четырехскатной крышей. Крыша опиралась на столбы, расположенные по периметру котлована и в центральной части, вокруг очага. При этом вход в жилище устраивался в одной из стен, в отличие от жилищ предыдущего периода, поскольку он размещался в верхней части крыши
Жилище малышевской культуры
Фотография макета жилища малышевской культуры на острове Сучу. В неолите важнейшим промыслом в бассейне Амура становится рыболовство. Именно освоение рыболовства стало причиной оседлой жизни дальневосточных племен.
Жилище неолитического поселения
Иллюстрация жилища неолитического поселения. Жилище данного периода снаружи выглядит как пологий конический холм — это полуземлянки, крыша которых покрыта дерном. В центре каждого из «холмов» имеется оформленное плахами отверстие — через него выходит дым и через него можно проникнуть внутрь жилища. На одном из скатов каждого жилища имеется деревянный настил для подъема к отверстию — его наличие связано с ограничением нагрузки на кровлю при подъеме.
Жилище неолитического поселения Приамурья
На иллюстрации представлено одно из жилищ неолитического поселения в стадии постройки — собран каркас из ошкуренных стволов и настлана часть кровли. Пол жилища углублен в землю на 20–30 сантиметров, плечики оформлены опалубкой и служат краями нар-лежанок. С внутренней стороны к дымовому отверстию наклонно прислонено бревно с зарубками — импровизированная лестница. Кровля собиралась из толстых жердей, покрытых корой и засыпанных сверху землей.
Жилище удэгейцев — шалаш «оанга»
Шалаш «оанга» устанавливался в лесу во время зимнего промысла
Зимнее жилище нанайцев
Реконструкция «де», постоянного зимнего жилища нанайцев
Игрушки
Детские игрушки нанайцев
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Andante
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Allegro ma non troppo
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Интродукция и рондо каприччиозо, для скрипки с оркестром. Pix allegro
Исполнитель: Солист Давид Ойстрах, Бостонский симфонический оркестр, дирижер Карл Мюнш
Искусство Древней Греции
В ресурсе представлены 2 варианта тестовых заданий по теме «Искусство Древней Греции», включающие вопросы на знание архитектурных и скульптурных терминов, состава и видов архитектурных ордеров, памятников греческой архитектуры, греческих мастеров. Тест предназначен для тематического контроля знаний учащихся на уроках МХК и истории Древнего мира. Так же он может быть использован для закрепления изученного материала или при организации индивидуальных форм проверки д/з.
Кипренский О.А. портрет А.С. Пушкина
Первое впечатление от портрета — впечатление предельной завершенности. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом. Изящная фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб, и не выбиваясь беспорядочно
Ковер
Ковер — меховая мозаика из шкуо оленя. По периметру украшен традиционной для эвенков меховой геометрической мозаикой. Цветы по углам свидетельствуют о влиянии культуры славян-переселенцев. Видна стоянка семьи охотников-оленеводов, два чума. Один из них мастерица показала изнутри, точно изобразив очаг и способ приготовления пища

Образовательные ресурсы взяты из регионального каталога Единой коллекции ЦОР.